Картошка в мундире

17.04.2012

Три года назад в сыктывкарской колонии № 1 произошло экономическое чудо: пенитенциарное заведение стало на глазах выдвигаться в ряды крупнейших сельхозпроизводителей в республике.

Хотя при этом никто не инвестировал деньги в производство, не устанавливал в колонии дорогостоящее оборудование. Тем не менее, темпы роста производства были просто китайские.

Секрет оказался прост — под видом сырья колония закупала практически готовый полуфабрикат, наклеивала свои ярлыки — и дело в шляпе. Надо сказать, схему изобрели не в Сыктывкаре. Подобный бизнес в свое время подробно описали Илья Ильф с Евгением Петровым в «Золотом теленке». На заре НЭПа начинающий предприниматель Корейко организовал артель химических продуктов «Реванш», оборудование которой состояло из двух бочек, соединенных клистирной трубкой, по которой бесконечно бежала вода.

Позже подобный способ использовали многие пенитенциарные заведения страны, создавшие десятки лжепроизводств, на которых из «бочки» в «бочку» перекачивали деньги. Крах этой системы начался в ГУФСИНе с приходом сюда нового руководителя Александра Реймера.

Китайский сюрприз

В качестве полуфабриката тогдашние руководители ГУФСИНа по Коми выбрали китайскую картошку. Поставлял ее на Север московский предприниматель Юрий Капустин.

Выращивали продукт, естественно, не в Белокаменной. Сушеную, чаще всего китайскую, картошку привозили в Сыктывкар из Нижнего Новгорода. Затем в колонии №1 ее якобы досушивали и фасовали.

На самом деле картошку просто «одевали в уфсиновский мундир», то бишь приклеивали соответствующие этикетки. Вся работа заключалась в том, что заключенные добросовестно меняли на мешках ярлычки с названием производителя.

Производство в колонии фактически ничего не создавало. А создавало лишь впечатление у высшего руководства, будто в колонии кипит работа.

Руководил первой колонией в то время О. Русских, а производство в ней курировал ближайший помощник тогдашнего руководителя УФСИН по Коми Владимира Урявина полковник внутренней службы Вадим Карелин.

Созданный ими «экономический бум» не остался незамеченным. Вскоре за серьезные «производственные» успехи начальник колонии О. Русских был назначен на должность заместителя начальника ГУФСИНа. А Вадим Адольфович Карелин на тот момент считался без пяти минут руководителем ГУФСИНа по Коми.

Борьба за наследство

Но в тот момент, когда прежний начальник ГУФСИНа уже ушел в отставку, а новый еще не был назначен и ГУФСИНом по Коми стал управлять временно исполняющий обязанности руководителя Вадим Карелин, произошли непредвиденные события.

Весной 2010 года из Нижнего Новгорода в Сыктывкар пришла партия полуфабриката на сумму около 15 (!) миллионов рублей. Все было как всегда — картошку одели «в мундир», то есть на мешках переклеили бирки. Но с оплатой возникли затруднения, поскольку в дело вмешалась ее Величество судьба.

Московский предприниматель Юрий Капустин, осуществлявший поставки сушеной картошки в Коми, погиб в автомобильной аварии. Его наследники начали делить имущество и деньги. Особенно ожесточенная борьба разгорелась за 15-миллионный куш, которым сыктывкарская колония должна была расплатиться за полученный «полуфабрикат».

Историю этой борьбы «Трибуна» проследила в решениях Арбитражного суда, которые сегодня находятся в свободном доступе в Интернете.

Такими деньгами не рискуют

Картошку в Сыктывкар поставила нижегородская фирма ООО «Продпром». По договору, заключенному ФБУ «Исправительная колония № 1» ГУФСИН по Коми с этой компанией, учреждение должно было заплатить нижегородцам за 160 тонн полуфабриката 15 миллионов 360 тысяч рублей.

Но вскоре после гибели Юрия Капустина в ИК-1 поступил договор цессии между ООО «Продпром» и ООО «ТермоХим». В соответствии с этим договором «Продпром» уступал «ТермоХиму» право получения с колонии 15 миллионов рублей за поставленную продукцию.

Конечно, ситуации в бизнесе бывают разные. Но и 15 миллионов — деньги немалые. Как заметил один из героев фильма «Брат-2»: «Такими деньгами не рискуют». Потому проверить — кому все-таки следует перечислять государственные деньги — совсем не помешало было. Однако руководство ГУФСИНа ничего для этого не сделало.

Больше того, оно почему-то не отреагировало и на прямой и явный сигнал о мошенничестве.

Узнав о непонятно откуда появившемся договоре цессии, нижегородцы отправили в столицу Коми гонца. Представитель ООО «Продпром» Н. Рудович при личной встрече с заместителем начальника колонии № 1 Е. Шаховым и исполняющим обязанности руководителя ГУФСИНа В. Карелиным заявил, что договор цессии фиктивный и перечислять деньги необходимо «Продпрому» в Нижний, а вовсе не в Москву.

Однако даже после этого визита руководители ГУФСИНа не изменили решения: по указанию руководства 15 миллионов были отправлены московской фирме «ТермоХим».

По данным пострадавшей стороны, фиктивный договор цессии стал результатом борьбы за наследство Юрия Капустина. Самым заинтересованным лицом в этой ситуации оказалась вдова Капустина, которая опасалась, что причитающаяся ей доля мужа из этих 15 миллионов уйдет от нее. Но, конечно, подобную операцию вряд ли можно было бы осуществить, если бы родственникам не помог руководитель ГУФСИНа.

Невиноватый платит дважды

5 мая 2010 года ИК-1 перечислила по фиктивному договору деньги московской фирме. Те, кто пытались «закрыть» фиктивную сделку, успели вскочить в последний вагон.

Ведь уже через пять дней после этого ГУФСИН Коми возглавил архангелогородец Александр Протопопов, который начал тщательную проверку экономической деятельности всех колоний республики. Вскоре после этого и В. Карелин, и О. Русских подали в отставку.

Но сама история с картошкой после отставки «картофельных» начальников, увы, не закончилась.

ООО «Продпром» обратилось в Арбитражный суд Коми с требованием взыскать с колонии 15-миллионный долг. В ходе судебных заседаний Арбитражный суд РК достоверно установил, что подписи в договоре уступки права требования и в письме генерального директора нижегородской фирмы Ильи Темнова поставлены не им. Суд посчитал, что договор он не заключал. А 15 миллионов рублей, отправленных руководителем ГУФСИНа «на деревню, дедушке», похищены неустановленными лицами.

24 января прошлого года Арбитражный суд Коми вынес вполне ожидаемое решение — взыскать с ИК-1 в пользу нижегородской фирмы 15 миллионов рублей! 160 тонн сухой китайской картошки обернулись для учреждения потерей миллиона долларов! Похоже, это и в самом деле экономическое чудо! Каждый килограмм «картошки в мундире» обошелся колонии (читай – государству) почти что в 200 рублей.

Изжога осталась

Изжога от картофельной истории у ИК-1 не прошла и по сей день.

Необходимость дважды платить по одному счету привела к тяжелейшей экономической ситуации в колонии. По решению суда учреждение ежемесячно перечисляет компании «Продпром» по два миллиона рублей.

Как стало известно «Трибуне», эта дань сказывается не только на сотрудниках учреждения, но и на осужденных. Первым нерегулярно выплачивают надбавки к жалованию. А вот осужденные в последнее время стали жаловаться на скудный ассортимент магазина в колонии, где они отовариваются. Но поставить сюда товары и продукты в прежнем объеме не позволяет нынешнее финансовое положение колонии.

Конечно, случившееся стало предметом разбирательства правоохранителей. Летом прошлого года Следственное управление СКР по Коми возбудило уголовное дело по факту мошенничества в крупном размере. Те, кто по сути украл у ИК-1 15 млн. 360 тысяч рублей, в рамках уголовного дела именуются «неустановленными лицами». Впрочем, в рамках этого же дела некоторые лица, способствовавшие всему произошедшему, установлены — это бывший временно исполнявший обязанности руководителя ГУФСИНа В. Карелин. Против него возбуждено уголовное дело. Однако расследование «картофельной» истории практически топчется на месте. Возвращать разбазаренные средства государству, кажется, никто и не собирается.

Кстати, как нам стало известно, в рамках расследования уголовного дела на имущество полковника Карелина был наложен арест, показавший, насколько прибыльной у нас может быть работа в пенитенциарной системе. За время честной и непорочной службы полковник заработал дом в Сыктывкаре стоимостью в 7,5 миллиона рублей, автомобиль Тойота Лэнд Крузер Прадо по цене 2 млн. 100 тысяч рублей, квадроцикл, снегоход, катер и еще кое-что по мелочи...

Некоторую близорукость республиканской прокуратуры в отношении дела настоящего полковника наши источники видят в том, что в этой структуре работает родственник Карелина. Впрочем возможно, приход в республику нового прокурора поможет оценить ситуацию свежим, незамыленным взглядом.

Газета "Трибуна", Владимир ОВЧИННИКОВ. /12.04.2012/

Поделиться:

Дата последнего обновления: 17.04.2012 15:06

архив новостей

« Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
2024 2023 2022  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия

Направить сообщение во ФСИН России через Госуслуги
Решаем вместе