18 -19 апреля в Сыктывкаре в Республиканском центре образования (РЦО) прошел конкурс профессионального мастерства классных руководителей, работающих в исправительных учреждениях УФСИН России по Республике Коми «Самый классный классный!».
За получение этого звания соревновались учитель математики Ухтинского филиала РЦО Светлана Баранова, учитель географии Учебно-консультационного пункта «Верхний Чов» РЦО Ольга Потемкина, учитель химии и биологии Воркутинского филиала РЦО Инна Свидерская и учитель русского языка и литературы Микуньского филиала РЦО Любовь Шубина.
Открывая конкурс, директор РЦО Ярослав Бандурович сказал, что это первое подобное мероприятие, и пожелал участникам сил, терпения и победы.
Конкурсные испытания начались с показа презентаций (визитных карточек) «Я и мой класс».
Надо было видеть, с какой любовью и энтузиазмом учителя рассказывали о своих воспитанниках. Для них они – как книги в библиотеке. Буквы в книгах одинаковые, а содержание разное. С экрана на присутствующих смотрели осужденные. И для каждого из них учителя находили добрые, точные характеристики.
- Знакомьтесь, это 11 а класс, - звучит голос одной из конкурсанток, - Это Сергей. Он свое мнение всегда выражает громко и четко, как Маяковский. Это Олег. У него трудный жизненный путь, но, не смотря ни на какие внешние обстоятельства, он всегда старается сохранить свое Я. Юрий хочет все узнать сам и для этого готов выполнить любую работу. Он царь и плотник…
И так о каждом ученике. Причем из уст участников присутствующие ни разу не услышали слово «осужденный». Для них они все – ученики.
Из выступлений конкурсантов можно было понять, что учителя, работающие за колючей проволокой, не просто специалисты дающие ученику знания, чтобы он впоследствии получил аттестат об образовании, а воспитатели. Для них главнее найти в каждом человеке доброе начало, проявить соучастие, помочь осознать прошлую жизнь, дать уверенность в будущем.
Интересным был конкурс «Педагогическая ситуация». Перед каждым участником ведущий ставил задачу. Например, ваши действия, если ученик спит на уроке, или выражается нецензурными словами и т.д. Надо сказать, что подобные ситуации время от времени случаются на уроках. Не надо забывать, что эти уроки идут в колониях особого, строгого и общего режимов. Некоторые ученики намного старше учителей. У многих это не первая судимость…
Но к чести конкурсантов, все они в один голос заявили, что нашли бы выход из ситуации без тревожной кнопки и помощи сотрудника.
Первый день конкурса завершился открытыми воспитательными мероприятиями. Темы этих уроков были самыми разными. Роли учеников и осужденных выполняли все присутствующие, в том числе и сами конкурсантки. Они отвечали на вопросы о счастье, о толерантности, рисовали, говорили о роли матери в жизни и искусстве.
Во второй день соревнований каждый участник за 10 минут представил на суд жюри и зрителей свою систему работы в качестве классного руководителя. По мнению жюри, эти оригинальные программы можно внедрять и в обычных школах для профилактики правонарушений.
Подводя итоги конкурса, заместитель директора РЦО Любовь Мороз поблагодарила участников за то, что они не зачерствели душой, что они видят в учениках людей, а не осужденных. Любовь Михайловна искренне пожалела, что участники конкурса не были ее учителями, а она – их ученицей.
По итогам двух конкурсных дней 2 первых места были присуждены Ольге Потемкиной и Инне Свидерской. Они также получили призы как самый мудрый классный руководитель в номинации «Ученая сова» и «Белый аист» (за оптимизм и веру в воспитанников). Второе место поделили Светлана Баранова и Любовь Шубина. Соответственно они получили призы в номинациях «Золотое яблоко» (как самый находчивый классный руководитель) и «Летящее вдохновение» как самому артистичному классному руководителю.
Пресс-служба УФСИН России по Республике Коми